ИС-3. Операция "Вихрь". Будапешт, ноябрь 1956 года.

Вопросы и ответы, статьи по матчасти
Аватар пользователя
Сообщений: 1831
Зарегистрирован: 13 мар 2015, 23:26
Откуда: Казань
Пункты репутации: 64

ИС-3. Операция "Вихрь". Будапешт, ноябрь 1956 года.

Сообщение Дмитрий Шаврин » 20 апр 2015, 23:43

Доброго дня.
Немного из истории модернизации танка:
Предполагалось, что новейшие ИС-3 в ближайшие послевоенные годы составят основу советских танковых войск. Поэтому, их серийное производство продолжалось высокими темпами — в июне, июле и августе 1945 г. ЧКЗ выпускал по 250 машин, в декабре изготовил — 275. Однако вскоре выяснилось, что ИС-3 мало пригодны для службы в мирное время. Надёжность, ресурс механизмов и агрегатов этих машин оказались весьма низкими.
В самом начале службы в войсках у танков ИС-3 проявился целый ряд недостатков, явившихся следствием конструктивных просчётов и ошибок, допущенных в ходе проектирования. В частности, конструкция бронекорпуса, обеспечивая высокий уровень снарядостойкости, не обладала при этом необходимой эксплуатационной жёсткостью.
Окончательно веру военных в ИС-3 подорвала информация о том, что во время одного из контрольных обстрелов танка на полигоне 100-мм бронебойными снарядами после попадания точно в ребро лобовой детали («щучий нос») корпус лопнул по сварным швам и практически развалился — машина была полностью выведена из строя. В результате в 1946 г. производство ИС-3 было прекращено, а все имеющиеся танки подверглись модернизации по программе устранения конструктивных недостатков (УКН).
В 1948 — 1952 гг. все танки ИС-3 были подвергнуты переделке и модернизации по программе УКН на Кировском заводе. Прежде всего, усилили подбашенный лист и кронштейны крепления двигателя, что повышало жёсткость корпуса. Усовершенствовали трансмиссию и ходовую часть — улучшили конструкцию главного фрикциона, уплотнений бортовых передач и подшипников опорных катков. Изменили крепление коробки передач, что снизило возникающие расцентровки двигателя и элементов трансмиссии. Вместо ручного маслоподкачивающего насоса установили электрический МЗН-1. Для обеспечения более устойчивой радиосвязи радиостанцию 10-РК заменили другой — Р-113.
Несмотря на обширный список переделок, эксплуатационные характеристики танков так и не удалось довести до необходимых требований.
В конце 1950-х годов ИС-3 вновь подверглись модернизации, после которой стали называться ИС-ЗМ.
По сравнению с танками выпуска 1945 — 1946 гг. они получили более совершенные двигатель (Вместо двигателя В-11-ИС-3 установили двигатель В-54К-ИС), систему подогрева, агрегаты трансмиссии и узлы ходовой части; дополнительно увеличили жёсткость корпуса. Основной задачей модернизации были подтягивание ИС-3 на уровень боевых машин того периода и максимально возможная унификация его узлов и агрегатов с современными танками.
Для увеличения жёсткости днища корпуса под коробкой передач приваривали накладку из броневой стали, а также планки, исключавшие обрыв крышек на днище танка при задевании о грунт. Улучшили уплотнение всех броневых листов кормовой части корпуса, а также крышек люков среднего откидного листа. Установили планки на кормовом листе и раскосы на днище. Постамент двигателя также усилили за
счёт установки раскосов, косынок и планок.
Усилили подшипниковые узлы опорных катков и направляющих колёс, сальниковые уплотнения.
Изменили конструкцию устанавливаемых на корпус крыльев. Для большей жёсткости в листах переднего и заднего крыла сделали выштамповки (зиги). К передним крыльям добавили откидные подкрылки на петлях, к задним — прикрепили листы из прорезиненной ткани, защищавшие корпус от эабрызгивания грязью.
Ввели дополнительно ночной инфракрасный прибор механика-водителя ТВН-2, который устанавливали вместо дневного прибора наблюдения или на специальной стойке при вождении по-походному. У командира танка во вращающемся колпаке крышки люка вместо смотрового прибора МК-4 поставили прибор ТПК-1, имевший пятикратное увеличение и поле зрения 30°. Сам вращающийся колпак командирского люка получил дополнительные уплотнения.
Зенитный пулемёт ДШК заменили модернизированным ДШКМ, а пулемёт ДТ — ДТМ.
Воздухоочистители «Мультициклон» заменили на ВТИ-2 с двумя степенями очистки и эжекционным удалением пыли из первой ступени.
В системе смазки смонтировали новый масляный бак с теплообменником и пеногасителем. Ввели также охлаждение смазки коробки передач.
С 1960 г. четвёртый наружный топливный бак (левый задний) исключили из топливной системы — в него теперь стали заливать запас масла. Зато предусмотрели на корме крепления для двух 200-литровых бочек с топливом, при использовании которых запас хода по шоссе увеличивался до 450 км. Установили две фары: ФГ-127 видимого света со светомас-кирующим устройством (слева) и ФГ-125 (ФГ-100) со светофильтром (справа).
С 1961 г. на танках стали использовать радиостанцию Р-123 и ТПУ Р-124.
В 1963 г. танки ИС-ЗМ подверглись конструктивным улучшениям. Была повышена стабильность центровки двигателя и коробки передач, установлены более совершенные агрегаты, узлы, оборудование и приборы, применявшиеся на серийных машинах.

Итак, ИС-3М появился в конце 1950-х годов, однако, понятие это весьма расплывчатое...
Согласно некоторой литературы (в том числе уважаемых Барятинского, Коломийца и пр...) танк получил индекс "М" и внешние отличительные признаки (фартуки, крылья, новые фары...) в 1960-м году.

ИС-3 в составе Советской армии практически не участвовал в реальных боях. Единственным исключением явился факт использования танков ИС-3 при проведении операции "Вихрь" - подавление антикоммунистического восстания в Венгрии в ноябре 1956 года.
Танки ИС-3 входили в состав 71-го гвардейского танкового полка 33-й гвардейской механизированной дивизии из состава Особого корпуса Советских войск, введенных в Венгрию.
Большинство фотографий советской бронетехники в Будапеште - Т-34-85 и Т-54. Встречаются также Т-44 и даже ПТ-76.
Покопавшись в интернете, я нашел и фотографии ИС-3. Причем, очень интересные - на некоторых фото изображены танки с защитными фартуками и новыми крыльями... Напомню - это 1956 год.

Изображение

Кстати, после ИС-3 идет танковый тягач на базе ИС-2.

Изображение

Здесь на фото это подбитой машины видно, что на танке стоит поздняя гусеница, но ранние катки с маленькими крышками ступицы на пяти болтах.
При этом, есть такие фото:

Изображение

Это самоходка ИСУ-152К из состава 133-го гвардейского тяжелого танко-самоходного полка 33-й Гв м.д.
Эти машины производились на базе ИС-2М и имеют усиленные ступицы опорных катков с увеличенной крышкой на 10-ти болтах.
Видимо, на ИС-3 эти катки ставились позже...

Изображение
Изображение
Изображение

Тот же ИС-3, что и на фото выше...

А вот на этом фото можно даже попытаться угадать бортовой номер танка:

Изображение

По-моему, номер машины - 832. На следующим за ним Т-34 - 833.
А сзади, кстати, плюхает ПТ-76.
На этом танке - одна фара без светозащитного кожуха.

Других фото именно таких машин я не нашел...
Есть фото ИС-3 в "обычном исполнении":

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Итак, если браться за изготовление модели ИС-3 в Будапеште, то теперь, надеюсь, вполне можно представить себе образ будущего танка.

Надеюсь, никого не утомил своими россказнями...

Аватар пользователя
Сообщений: 1831
Зарегистрирован: 13 мар 2015, 23:26
Откуда: Казань
Пункты репутации: 64

Re: ИС-3. Операция "Вихрь". Будапешт, ноябрь 1956 года.

Сообщение Дмитрий Шаврин » 21 апр 2015, 09:52

Дима, спасибо!

К сожалению, имеющиеся фото модернизированных танков очень малоинформативные.
Нет абсолютно никакого представления о корме танка - она оставалась такой же, как на ранних ИС-3 или уже были доработки, присущие поздним машинам...
Непонятно - стояло ли защитное ограждение вокруг фары...
Ставился ли запасной маслобак на правое крыло...

Пока вопросов много...
А мой друг, который заказал этот танк, хочет, чтобы машина была "навернутой"...
Вот и думаю...
То ли делать то - что видно, то ли добавить деталей, без фанатизма, конечно,... чтобы было разумно объяснимо...
То ли вообще плюнуть и делать позднюю машину со всеми прибамбасами...

wheelmaster
Аватар пользователя
Сообщений: 2106
Зарегистрирован: 13 мар 2015, 23:17
Откуда: Кривий Ріг
Пункты репутации: 108

Re: ИС-3. Операция "Вихрь". Будапешт, ноябрь 1956 года.

Сообщение Дмитрий Колесник » 21 апр 2015, 10:13

Дмитрий Шаврин писал(а):То ли вообще плюнуть и делать позднюю машину со всеми прибамбасами...

... но без ограждений фар
еще та же машина в цвете
0_100be7_15fc1d89_XL.jpg
0_100be7_15fc1d89_XL.jpg (175.1 KiB) Просмотров: 496
С уважением, Дмитрий

wheelmaster
Аватар пользователя
Сообщений: 2106
Зарегистрирован: 13 мар 2015, 23:17
Откуда: Кривий Ріг
Пункты репутации: 108

Re: ИС-3. Операция "Вихрь". Будапешт, ноябрь 1956 года.

Сообщение Дмитрий Колесник » 21 апр 2015, 10:34

Танки ИС-3 Московский ВО. Наро-Фоминск, август 1956 г. период тот же, немного кормы
001.jpg
001.jpg (79.16 KiB) Просмотров: 494

002.jpg
002.jpg (72.15 KiB) Просмотров: 494

003.jpg
003.jpg (60.33 KiB) Просмотров: 494

004.jpg
004.jpg (62.69 KiB) Просмотров: 494
С уважением, Дмитрий

Аватар пользователя
Сообщений: 1831
Зарегистрирован: 13 мар 2015, 23:26
Откуда: Казань
Пункты репутации: 64

Re: ИС-3. Операция "Вихрь". Будапешт, ноябрь 1956 года.

Сообщение Дмитрий Шаврин » 21 апр 2015, 10:58

Дима, спасибо.
Фото информативные.

1956 год - это конец 50-х?
Запас масла был в танке обязателен. Ставился маслобак на новое крыло на этих танках? Ранние крылья без зигов (выштамповок) имели другой вид крепления и были слабоваты, поэтому их заменили. А в 1960 году как дополнительный маслобак уже использовали один из внешних топливных баков, исключив его из системы топливопитания.

Вот и думай теперь....

А на этом обезбашенном танке вообще не видно даже крепления фар... и нет бронировки электропроводки с розеткой к ним...
Все снесло взрывом? Но какие-то шпеньки или бонки должны были остаться...

Аватар пользователя
Сообщений: 1831
Зарегистрирован: 13 мар 2015, 23:26
Откуда: Казань
Пункты репутации: 64

Re: ИС-3. Операция "Вихрь". Будапешт, ноябрь 1956 года.

Сообщение Дмитрий Шаврин » 21 апр 2015, 13:07

Вспомнил, что у меня в архиве есть сканы из "Инструкции по эксплоатации ИС-3" датированной 1955 годом.
Посмотрел...
Увы....
Нет ни запасных маслобаков, ни ограждения фары....
А вот кожухи и новые крылья есть...

Аватар пользователя
Сообщений: 1831
Зарегистрирован: 13 мар 2015, 23:26
Откуда: Казань
Пункты репутации: 64

Re: ИС-3. Операция "Вихрь". Будапешт, ноябрь 1956 года.

Сообщение Дмитрий Шаврин » 21 апр 2015, 15:18

Вот ссылка для скачивания книжки "Инструкция по эксплуатации ИС-3" в формате djvu:
http://www42.zippyshare.com/v/0FOP2gKu/file.html

Вернуться в Учим матчасть

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1